Как справиться с экзаменационным стрессом

29 мая 2014 года состоялось очередное заседание кружка «Мир психологии» по теме «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС».

Актуальность темы мероприятия заключается в том, что для большинства студентов экзамен является стрессом. Предэкзаменационная и экзаменационная ситуации оказывают сильное влияние на состояние организма и психики. Негативное воздействие экзамена на психоэмоциональное состояние учащихся в большинстве случаев связано с такими факторами, как неуверенность в собственных знаниях, высокая личностная тревожность, заниженная самооценка и др. Студенты, не имеющие опыта саморегуляции, не могут своевременно отследить первые признаки стресса и компенсировать его разрушающее воздействие. Совокупность этих широко распространенных психологических проблем часто приводит учащихся к эмоциональному и социальному кризису в предэкзаменационный период. Поэтому необходимо вырабатывать конструктивное отношение к экзаменам, научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.

Важно понимать, что уровень стресса зависит от того, как мы относимся к событиям нашей жизни, от нашей способности к управлению стрессом. Важную роль при этом играют индивидуальные особенности человека, а именно: тип нервной системы, уровень личностной тревожности, уровень притязаний и амбиций, общая эмоциональность.

Следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит отрицательный характер. В определённых ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая студенту мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач.

Изучение механизмов развития и симптомов протекания экзаменационного стресса, установление взаимосвязи с конкретными личностными особенностями является тем инструментом, при помощи которого могут быть вскрыты механизмы взаимосвязи физиологического и психического аспектов человека, а понимание этих механизмов позволяет разрабатывать более эффективные методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний обучающихся.

Наверное, полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ведь любая новая ситуация всегда вызывает волнение, но уменьшить его и улучшить контроль за своими эмоциями, конечно, можно. Настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях помогут разработанные психологами рекомендации. (См.: Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса).

Руководитель кружка: Мантула Лилия Васильевна

1

2

3

4

5

6

7

8